> Перейти на ГЛАВНУЮ Детские рисункиОпубликовано: 9.2.2016
. Задайте свой вопрос.
Журнал.
Магазин.
Русский. Детская психология. О чем нам могут рассказать детские рисунки. Многие молодые родители знают, как их дети любят рисовать. В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски и мелки. Холстами для детских рисунков, иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот.
Но не спешите уничтожать и убирать все художества вашего чада, попробуйте к ним присмотреться. Иногда ребенок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел. Дети дошкольного возраста стремятся выразить свои потребности посредством игры. Поэтому в психологии для диагностики детей часто используют невербальные методы. Наиболее информативными являются рисунок человека, рисунок семьи. Ребенок в игровой форме сообщает о своих потребностях, переживаниях, страхах и стремлениях. Вспомните, при поступлении в школу, ребенку дают лист бумаги, и просят нарисовать человека. Это делается не только для смягчения процедуры оценивания знаний, но и для определения уровня умственного развития и изучения личностных особенностей ребенка.
Нормой для детей лет есть изображение человека не полностью, а только головы в виде окружности и конечностей полоски черточки, отходящие в стороны от головы. В рисунке могут присутствовать глаза, рот, нос и волосы. Начиная с лет человек изображается уже с туловищем, но все элементы персонажа, не связаны между собой, руки прорисовываются от середины туловища.
В шестилетнем возрасте дети пытаются нарисовать человечка в вертикальном положении до этого он изображался под углом, руки и ноги приобретают форму и толщину изображаются двумя линиями, в рисунке появляются второстепенные детали уши, волосы, пальцы, брови, ресницы, шея, одежда. Дети летнего возраста совмещают схематическое части тела соединены прямыми, грубыми линиями, как будто приклеены и пластическое изображение части тела соединены плавными, переходящими линиями, рисунок целостный. Начиная с лет, пластические элементы преобладают в рисунках. Первое на что следует обратить внимание, это на расположение рисунка на листе в верхней части листа свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям в нижней части листа заниженная самооценка в углу листа депрессивное состояние, сниженное настроение выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются импульсивность, острая тревога.
Важным показателем являться сила нажатия на карандаш сильный нажим указывает на эмоциональное напряжение, затрудненные при переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на конкретных переживаниях и действиях сверхсильный гиперактивность, иногда агрессивное поведение слабый нажим, линии едва видны нитевидные уменьшение активности, нервное истощение, сниженное настроение, застенчивость, неуверенность в себе нажим изменяется перепады настроения, нестабильное состояние.
Обратите внимание на размер рисунка значительно больше половины листа, свидетельствует о тревоге, гиперактивности, стрессовом состоянии, импульсивности меньше половины листа депрессия, низкая самооценка.
Наличие однообразных деталей, чрезмерная аккуратность рисунка, подчеркнутый контур указывают на высокий самоконтроль стремление скрыть от окружающих свои переживания и проблемы. На наличие тревоги у ребенка может указывать множественность линий, штриховка, частое исправление, не доведенные до конца линии. Плотная штриховка глаз зачеркивание или изображение глаз без зрачков пустые круги говорит о наличии навязчивых страхов. Плотно прижатые к телу руки, угловатость и худоба изображенной фигуры, грустное лицо изображаемого персонажа свидетельствуют о замкнутости, не общительности, концентрации на своих переживаниях. О наличии проблем в сфере общения могут свидетельствовать слабо прорисо ванные черты лица, маленькие кисти рук, руки в карманах, скрещенные руки на груди или руки за спиной. Если кисти рук прорисованы и подчеркнуты, это указывает на сильную потребность в общении, которая по разным причинам не удовлетворена.
|