alfavit-strahovanie.ru - портал о красоте
Недавно опубликованное:
1. Как похудеть без диет (3.1.2019)
2. Обнови летний гардероб под тип фигуры фото (1.1.2019)
3. Как стимулировать цветение комнатных растений (29.12.2018)
4. На природу с ночевкой (27.12.2018)
5. Вячеслав Кантор о Иерусалиме и антисемитизме (25.12.2018)
6. Красивая фотография полной женщины (23.12.2018)
7. Он будет без ума: лучшие варианты маникюра, которые нравятся мужчинам (21.12.2018)
8. Язык водителей на дорогах (19.12.2018)
9. Скажи, что он читает (17.12.2018)
10. Фен шуй и двери вашего дома (15.12.2018)

> Перейти на ГЛАВНУЮ

Проблемы подростков: отношения с родителями Продолжение

Опубликовано: 29.12.2014

Проблемы подростков: отношения с родителями Продолжение

В психолого педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополняющими. Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться его преодолеть.

Отсюда противоречивость чувства взрослости подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Самым важным и влиятельным фактором развития была и остается родительская семья. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутри семейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом, только меняется характер этой зависимости. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких значениях как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, удельный вес их в разные возрастные периоды неодинаков.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутри семейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности

Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком. Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Вопервых, подкрепление поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Вовторых, идентификация ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. Втретьих, понимание зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения родительская любовь, а на другом далекие, холодные и враждебные.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины

В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором строгость и наказание. Что же лежит в основе возникающего отчуждения. Вопервых, реально существующее изменение позиций в отношениях с подросшими детьми. Но, вовторых, что гораздо важнее, неумение взрослых учесть эти изменения и нежелание сделать свои взаимоотношения с юношами и девушками, отвечающими этим изменениям. Слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность и принуждение пренебрежение равноправным характером взаимоотношений с юностью отказ от создания благоприятного морально психологического климата. Все то, что крайне пагубно скажется и на воспитании подростков, и на взаимоотношениях родителей с ними. В соответствии с первой из них родители окончательно убеждают себя в том, что власть над детьми дана от бога и начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и решения. Встретив сопротивление со стороны взрослых детей, родители могут прийти к убеждению, что юношеский стиль жизни безнравствен и злонамерен, и в своих попытках исправить дело дойдут до того, чтобы жестко определить стиль одежды, обуви, фасон прически и нормы поведения, пристойные для юношеского возраста. Вторая крайность состоит в том, что родители начинают попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними стремятся не отстать от молодежи боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в награду в лучшем случае снисходительную улыбку нового поколения. Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений озлобленностью и неприятием старших в первом случае скептически снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором между поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах юности. Третий тип получил название легитимной, или, иначе, узаконенной, власти изначально естественно дарованной родителям и другим взрослым, но тающей в юношестве, как снежный ком под лучами весеннего солнца. Четвертый тип власти это власть экспертная, основанная на несомненных, заверенных в высоких инстанциях знаниях в какойто области. Тип пятый информационная власть, базирующаяся на наличии у ее носителя какойлибо нужной и важной информации. Шестой тип власть референтная, целиком и полностью связанная с тем, что человека выбрали в качестве эталона и оттого всецело согласны поступать в соответствии с его указаниями, целесообразность которых сомнений, естественно, не вызывает. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни.

К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и отменить эффект прошлого опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями.

Основные сложности в общении, конфликты возникают изза родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Существует много промежуточных вариантов родители регулярно указывают детям, что им делать ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение решение часто принимает сам ребенок ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться

2016 (c). связь с нами