> Перейти на ГЛАВНУЮ Развитие самостоятельности у ребенкаОпубликовано: 17.7.2016
. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет. Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какойто мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях. Линейка образов к самостоятельности. Именно поэтому на определенном этапе родителям нужно максимально четко ответить самим себе на вопрос какими они хотят видеть своих детей самостоятельными, свободными или уверенными в себе. Воспитывая детей, многие родители также стараются лишить их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, гиперопеки в силу возраста. На самом же деле такие условия не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, а следовательно и нести за них ответственность. И оберегая ребенка от ошибок, родители лишают его возможности приобрести важный для него жизненный опыт. Вот почему развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников приобретает особый смысл. Что такое гиперопека и ее результат. Среда, в которой пребывает ребенок, должна быть максимально доступной и комфортной для его дальнейшего развития . Несмотря на то, что ребенка с малых лет необходимо приучать к разумным ограничениям и запретам, не стоит забывать о том, что он нуждается в пространстве, в котором он будет чувствовать себя максимально комфортно и уверенно.
В каждой из комнат нужно размещать вещи, доступные для детей в ней желательно выделить хотя бы небольшой уголок, где могли бы храниться вещи, которым они смогут распоряжаться по своему усмотрению.
Обучение гигиене сначала ребенок должен понять необходимость. Детей необходимо постепенно приучать к самостоятельному выполнению тех или иных действий. Сначала просто демонстрируя их выполнение, затем потихоньку вовлекая его в процесс. Родители должны разрешить ребенку помогать ему в уборке, приготовлении пищи и т. Очень нежелательно торопить ребенка, или избавлять его от необходимости самостоятельной работы. Безусловно не сформированность навыков зачастую заставляет ребенку тратить на выполнение самых элементарных действий гораздо больше времени, чем могут предположить родители. И для того, чтобы дождаться, когда же он наконецто завяжет шнурки или разложит по местам игрушки, родителю придется проявить немало выдержки и терпения. Но, выполняя простые вещи вместо ребенка, родители рискуют надолго отбить у ребенка охоту проявлять в чемлибо инициативу, воспитывать в себе самостоятельность. Обучение само обслуживанию длительный процесс. Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников и младшего возраста происходит постепенно и поэтапно, а любые попытки ускорить его негативно скажутся на его качестве. Не стоит сразу требовать от детей совершенства. Даже самое простое дело может вызвать немало трудностей у ребенка в том случае, если он берется за него в первый раз. Ребенок младшего и дошкольного возраста, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес, особенно от родителей, может надолго выбить почву изпод его ног. Посильная помощь первый шаг к самостоятельности.
Легко приучить ребенка к самостоятельности можно регулярно поручая ему простые домашние дела. Делегировав ребенку часть своих обязательств, родитель не только сможет подарить себе немало свободного времени в будущем, но также приучить ребенка к ответственному отношению к дому, быту. Обычный ребенок дошкольного возраста сможет легко протирать в комнатах пыль, мыть и вытирать посуду и т. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы.
Поддержка инициативности детей также должна означать расширение границ их личного пространства и предоставление ему права выбора. Поддержка инициативы в помощи важный принцип воспитания. Немаловажную роль в этом играет также развитие навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно одеваться, обуваться, быстрее других становится независимым и самостоятельным.
Для того, чтобы ему было легче управляться с одеждой и обувью, лучше всего организовать для ребенка специальные шкафчики с низкими полками, вешалками и перекладинами, рассчитанными на его рост. Это позволит ребенку легко управляться с ними.
Поскольку у дошкольников еще не очень хорошо сформировано представление о временах года, одежда, которая находится в его личном шкафчике, должна строго соответствовать сезону. Без чего еще не обойдется развитие самостоятельности и инициативности младших и старших дошкольников. Конечно же, без формирования санитарно гигиенических навыков детей. Памятка родителям, что должен знать ребенок к поступлению в детский сад. Ребенка нужно приучить регулярно умываться, держать в порядке одежду, прическу и т.
В ванной комнате должна находиться корзина для белья, куда ребенок мог бы складывать грязные вещи. Все предметы гигиены должны быть доступны ребенку. |